Защита авторских прав. Советы начинающим писателям
Предположим, вы трудились много месяцев и написали роман. Естественно, вам не хочется, чтобы у вас украли вашу книгу и напечатали её под чужим именем. Поэтому следует предпринять некоторые меры по защите авторских прав.
Для начала — немного теории. Во-первых, регистрировать авторские права на литературные произведения не нужно. Не верьте нотариусам, они просто хотят заработать на вашей неопытности. Во-вторых, бремя доказательства, что автором являетесь вы, ложится на вас. То есть, написали книгу — и потом доказывайте, что она ваша, если в этом возникнет необходимость. Так называемая презумпция авторства, декларированная Бернской конвенцией, фактически не действует. Литераторы поставлены в такие условия, что проще вообще ничего не кропать.
Теперь переходим к практике защиты своей интеллектуальной собственности. И не к простой, а принятой во всём мире ввиду её эффективности.
Нынче мало кто создаёт литературные произведения с помощью печатной машинки. Скорее всего, у вас есть компьютер и хоть какой-нибудь принтер. Последний должен присутствовать непременно, чтобы не доверять распечатку посторонним.
Как вы уже догадались, роман нужно распечатать. Чтобы сэкономить на бумаге и краске, буковки можете сделать мелкими, ради удовольствия никто читать эту копию книги не станет.
Распечатку относим в ближайшее почтовое отделение и отправляем сами себе ценной посылкой. Дожидаемся доставки, сохраняем квитанцию. Ни в коем случае не открываем, сохраняем целостность упаковки!
Чтобы подтвердить своё авторство в спорных случаях, достаточно доказать, что текст книги был у вас раньше, чем у кого-либо другого. Посылка с целой упаковкой и почтовыми штампами для этих целей вполне пригодна. Отдаёте её судебным экспертам — и порядок.
Если принтера нет, то отправьте сами себе ценным письмом хотя бы лазерный диск с файлом. Выжечь CD, полагаем, уж как-нибудь да сможете. Письмо, естественно, не открываете, храните в надёжном месте за семью замками. Впрочем, одно другому не помешает — можно и распечатку, и диск.
Только теперь можно думать о публикации вашей книги. Самое главное правило для любого начинающего автора: не делать этого на «литературных» сайтах для графоманов.
Потому что именно туда в первую очередь ходят «литературные негры», пишущие книжки для разрекламированных «звёзд». (Да, далеко не всё, что вы покупаете в магазинах, является продуктом творчества знаменитостей! Они просто подписывают созданное бригадами безымянных авторов.)
«Негры» заимствуют у начинающих удачные сюжеты, диалоги, свежие идеи. Меняют так, чтобы нельзя было придраться — и очередная халтура готова.
Почему? Потому, что закон — снова не на стороне писателей. Плагиатом позаимствованное признают только в том случае, если украдено больше пятидесяти процентов текста. Поэтому, после небольшой доработки, изменения имён и антуража, вор может чувствовать себя в полной безопасности.
Также потому, что литературных (без кавычек) сайтов не существует вообще. Есть только ярмарки тщеславия, где графоманы стараются стать популярными любой ценой, в том числе и методом подавления конкурентов. На таких ресурсах вас прежде всего постараются убедить в вашей бездарности и бросить литературу навсегда. Никакой реальной помощи, никакой конструктивной критики для улучшения текста вы не дождётесь.
И ещё потому, что ни один серьёзный издатель на таких сайтах никогда не станет искать новые таланты. Там обретаются только те, кто берёт с авторов деньги за публикации (а не платит гонорары за работу). И графоманы публикуются, чтобы добавить в своё «портфолио» ещё одно издание.
Ни в коем случае не верьте, что бесплатная раздача электронной копии полного текста романа повышает уровень продаж бумажных экземпляров! Эта ложь была придумана для того, чтобы получать тексты даром! И чтобы авторы не имели никакого дохода, лишь только своё тщеславие тешили, глядя на счётчик скачиваний.
Куда вам действительно имеет смысл пойти, так это на сервис для самиздата по технологии print-on-demand («печать по заказу»). Свои деньги вкладывать не доведётся, и даже появится шанс что-то заработать, не теряя времени.
Ведь его, времени, нужно очень много. Некоторые ищут издателя годами. Найдя, ждут ещё очень долго, пока им выплатят двести-триста «условных единиц» гонорара. Больше начинающим за роман не дают.
Издатели классифицируют авторов по тиражам. Новички, у которых этот показатель не достигает пятидесяти тысяч экземпляров, называются «мясо». Этой категории достойное вознаграждение за труд не положено.
Поэтому публикуйтесь самиздатом по системе print-on-demand и не ждите у моря погоды. Всё равно издателей на всех не хватит. А если и хватит, то доведётся срубить всю тайгу ради изготовления бумаги, чтобы напечатать великое множество желающих.
Можно ли показывать фрагменты романа в интернете? Можно. Но только после публикации, когда нужно продемонстрировать качество товара. Тогда вероятность кражи удачных идей и сюжетных перипетий резко снизится.
Кроме того, как правило, на сервисе print-on-demand заинтересованный читатель и так сможет пролистать первые страницы книги прямо на сайте, убедившись в приличном художественном уровне произведения. Так что показывать отрывки романа где-либо ещё не имеет особого смысла.
Ну а до публикации желательно не размещать в сети вообще ничего, ни единого абзаца. Даже если уже позаботились о защите ваших авторских прав.
Теперь переходим к электронным книгам. Здесь всё просто: вы размещаете роман в магазине цифровых товаров, кто-то покупает — и заливает текст в нелегальные сетевые библиотеки для бесплатного скачивания. Люди загружают файл в свои букридеры — и наслаждаются чтением с дисплея, который не мерцает и не портит зрение. Ваш заработок получается весьма символичным.
Даже в суд подать не сможете: пиратские серверы расположены где-нибудь в Гондурасе. Правда, владельцы незаконных ресурсов находятся не так уж далеко, но искать и наказывать их никто не станет. По той простой причине, что писатели властям не нужны (как и литература в целом), и их проблемы никого не заботят.
Следовательно, продавать в электронном виде можно лишь часть романа. Например, половину. Чтобы ради второй половины всё равно довелось покупать бумажный экземпляр. Ведь отсканировать и распознать текст с бумаги — это не так уж просто, времени и сил доведётся потратить очень много, и вряд ли кто-то будет стараться ради ради размещения в сети романа малоизвестного автора.
Зачем размещают чужие книги в своих пиратских библиотеках? Чтобы завлечь посетителей и заработать на рекламе. А завлечение осуществляется с помощью громких имён. Ведь в обывательском сознании прочно укоренился стереотип: знаменитый — значит, хороший, малоизвестный — плохой и достойный презрения, потому что никто в его раскрутку денег не вложил.
Впрочем, вы, несомненно, пишете не для обывателей с весьма средними умами, а для достаточно развитых людей, которые понимают: не всё блестящее на самом деле является золотом.
Если же вы штампуете конъюнктуру, детективчики и шаблонную фантастику, то, вероятно, сможете стать знаменитым, но уважаемым — никогда.
Резюмируем. Позаботьтесь об авторских правах, они действуют семьдесят лет. Хватит вашим детям и даже внукам. Уважайте свой труд и не унижайтесь перед издателями, они считают вас «мясом». Поскольку на дворе уже двадцать первый век, то не отставайте от времени, публикуйтесь по системе print-on-demand и продавайте электронные книги. Разбейте свой роман на части, а ещё лучше пишите цикл из взаимосвязанных повестей, чтобы можно было публиковать осторожно, по частям. Не ходите на графоманские сайты, не позорьтесь! Не ищите формулу успеха, не проявляйте эпигонства, не старайтесь попасть в унисон с последним писком моды. Понятие «писатель» обязательно подразумевает индивидуальность. Тогда ваш стиль станет уникальным и узнаваемым, и объявить произведение своим не сможет ни один вор.